Утопия

Куратор: Андрей Пронин

Спектакли созданы при поддержке

АНДРЕЙ ПРОНИН, ПРОГРАММНЫЙ ДИРЕКТОР

Юбилей революций хотелось отметить на бодрой мажорной ноте, поэтому в заголовок программы выскочила несбыточная, но прекрасная Утопия – блаженный остров, придуманный Томасом Мором. Ведь что такое революции, как не попытки человечества вырваться из гнета несправедливых будней в обетованную землю справедливости и счастья? Другое дело, что на практике блаженный остров часто оборачивается островом мертвых, а революционные идеи и мечты – своей противоположностью. Эту оборотную сторону медали, к сожалению, тоже приходится держать в уме.

Современный российский театр редко работает с современной прозой, тем более с таким своеобразным и востребованным у читателя жанром, как литературная фантастика. То, что на «Точке доступа» в этом году выпускается целых два спектакля по современной фантастической прозе, – иначе как воплощенной утопией не назовешь. Для великолепного писателя Юрия Арабова это будет вторая встреча с театром. А для талантливейшей Анны Старобинец спектакль «Злачные пажити» – театральный дебют. 

Понятно, что хорошо там, где нас нет, поэтому мы принялись искать Утопию вдали от Петербурга. Где же ей быть, как не в Новосибирске? Город ученых, интеллектуальный центр российской Азии в последние годы стал известен не только в театральной России, но и за ее пределами благодаря впечатляющим успехам режиссера Тимофея Кулябина (а также его беде, связанной с шельмованием и уничтожением спектакля «Тангейзер»). «Точка доступа» решила отыскать и других носителей феномена, который можно было бы назвать «новосибирским чудом». Одним из них оказался молодой режиссер Сергей Чехов, получивший крепкую традиционную выучку у Сергея Афанасьева, но в последние годы увлеченный опытами в области неконвенционального театра. У Чехова богатый опыт работы в области сайт-специфического искусства, его работы парадоксально сочетают «театр текста» с умело выстроенной психоделической атмосферой. Чехов много внимания уделяет поиску нужного регистра актерского существования, задается вопросами соотношения театральной и кинематографической выразительности. Другой резидент нынешней «Точки» – лауреат прошедшей «Золотой маски» в номинации «Эксперимент» театр «Старый дом». Новая административная и творческая команда, возглавившая театр несколько лет назад, смогла добиться впечатляющих результатов. Сегодня «Старый дом» составляет реальную конкуренцию таким новосибирским мастодонтам, как «Красный факел» и «Глобус». Здесь реализуются смелые проекты, сюда приходит интеллигентная молодежь. И это тоже утопия, которая смогла найти воплощение в действительности.

Жанр романа Арабова – утопия. Он пишет фантастическую альтернативную историю России начала XX века, в которой Николай II и Ленин оказываются союзниками, совместно спасающими страну от кровопролития и ужаса концлагерей. Однако финал романа не допускает патоки. Государю снится кошмарный сон, – и этот сон не что иное, как страшная правда реальности. А возникающее на последних страницах книги метро, куда спускается царская чета, – легко читаемая горькая метафора небытия. У Старобинец наоборот: добро безнадежно проиграло, шансов на реванш нет, но откуда-то из ниоткуда возникает свет, и звучат слова надежды. Поверить в хороший конец, когда мы знаем, чем на самом деле кончается сказка, – вот наша маленькая Утопия в океане реальности.

А еще – дети. Наши семейные узы. Способность слышать друг друга. Готовность ценить и заново узнавать близких людей. Готовность к любви. Поэтому завершаем программу спектаклем о семье и ради семьи. 

Спектакли созданы при поддержке